ПСИХОСОМАТИКА В ЗЕРКАЛЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО — ОБРАЗНОЙ ТЕРАПИИ.
1 ступень (4 модуля по  18 часов каждый. Всего 72 часа).

Мастер-класс научно-практической школы ЭОТ
Продолжительность каждого занятия – 9 академических часов.
Ведущий: к. психол. н., доцент, сертифицированный преподаватель ЭОТ Смирнова Т.П.

Тема 1: Теоретические основы работы с психосоматическими проблемами

Психологические модели психосоматических проблем: психоаналитическая модель; модель вегетативного невроза; модель родительских  предписаний и решений ребенка; модель вторичных выгод; модель невыраженных чувств. Эмоции и тело, мышечные блоки и психосоматика, теория В. Райха. ЭОТ как аналитически-действенная терапия в  работе с психосоматикой. Принцип каузальности. Направленная спонтанность, превращение переживаний в образы, приемы анализа образов. Идентификация с образом, диалог с ним и мысленный эксперимент, как основныеспособы раскрытия неосознаваемого психологического содержания, связанного с психосоматическим симптомом

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 2. Методы саморегуляции психосоматических состояний в эмоционально-образной терапии

Нахождение психосоматических проблем через звук. Проективное упражнение «Звучание тела», выявление  психосоматических проблем. Обмен впечатлениями в группе. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении психосоматических проблем или психосоматических проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 3. Болевые симптомы и образ воды

Болевые симптомы и образ воды.  Проективное упражнение «Ручей в теле», выявление связи  болевых симптомов и  скрытых личностных проблем. Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении психосоматических проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 4. Выявление психологических  коррелятов здоровья

Психологические принципы  здоровья. Проективные упражнения «Путешествие в  страну (мир) здоровья», «Чаша здоровья», «Источник здоровья». Обмен впечатлениями в  группе.  Анализ  результатов, совместное выявление принципов здоровья. Совместный  рисунок. Обнаружение психологических проблем, связанных с психосоматикой. Работа с выявленными проблемами  на  горячем стуле. Объяснение использованных психотехник. Возможная  работа в  тройках на отработку приемов ЭОТ в  работе с психосоматикой. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и  завершение  незавершенных тем. Ответы  на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 5.  Психологические модели психосоматических заболеваний

Психологическая картина личности с заболеваниями  органов  дыхания, пищеварения, опорно-двигательной и сердечно-сосудистой системы. Приемы  работы в ЭОТ с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заложенностью  носа, аллергией. Проективное упражнение «Дыхание  тела». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 6. Эмоционально-образная  терапия в  работе с  женским  здоровьем

Психологические корреляты  «женских» заболеваний. Психологическая картина  личности.  Проективное упражнение «Инь-Янь». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 7. Методы саморегуляции психосоматических состояний в эмоционально-образной терапии

Раздел 1. Нахождение ресурсов тела  через медитативные упражнения.Проективное упражнение «Круг восстановления-заживления». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта.

Раздел 2: Нахождение скрытых сопротивлений «здоровью» через медитативные упражнения.Проективное упражнение «Источник  живой жизни». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Тема 8. Психологические модели онкологических заболеваний

Раздел 1. Психологические канцерогены, картина  личности онкобольного. Психологические модели внутренних проблем, характерных для онкологических больных.

Примеры из  практики. Приемы ЭОТ при  работе с онкологией.

Раздел 2. Нахождение психологических проблем, связанных с иммунитетом. Проективное упражнение «Путешествие в страну, где  живет мой иммунитет». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Работа с выявленными психосоматическими проблемами на «горячем стуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие. 

 

Тема 9. Эмоционально-образная  терапия в  работе с  иммунитетом

Выявление психологических  «помех» при  работе  иммунитета. Проективные упражнения: «Круг здорового иммунитета»,«Круг моего иммунитета», «Образ помех».Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов. Осознание причин «сбоя, помех» в  работе иммунитета, групповая  дискуссия. Работа с выявленными проблемами на «горячемстуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта. Анализ результатов и завершение незавершенных тем. Объяснение использованных психотехник. Ответы на вопросы.

Лекция, практическое  занятие. 

Тема 10. Методы саморегуляции психосоматических состояний в эмоционально-образной терапии

Раздел 1. Проективное упражнение «Образ здоровой клетки». Обмен впечатлениями в группе. Трактовка образов. Анализ результатов, групповая  дискуссия. Работа с выявленными проблемами на «горячемстуле». Работа в тройках по анализу и решению выявленных в упражнении проблем или проблем по запросам участников. Помощь ведущего терапевта.

Раздел 2. Круглый стол. Обсуждение итогов работы. Вопросы и дискуссия. Рефлексия пройденного пути и решенных проблем. Обратная связь от группы к ведущему преподавателю. Завершение работы.

Лекция, практическое  занятие.

 

Всего:  72 часа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Линде Н.Д.  Медитативная психотерапия.   Учебно-методическое пособие. М., 1994. Изд-во Института молодежи.
  2. Линде Н.Д. Методы активного воздействия на образы в психотерапевтической практике.   В: Материалы кафедральной научной сессии профессорско-преподавательского состава и аспирантов. – Институт молодежи, М., 1966.
  3. Линде Н.Д. Воздействие на состояние субъекта через образное представление этого состояния. В.: Современные направления психотерапии и их клиническое применение (мат. Всесоюзной конференции психологов.), М., 1996, стр.147.
  4. Линде Н.Д. Гештальт-метод имитации нового рождения.      В.: Современные направления психотерапии и их клиническое применение (мат. Конференции Института психотерапии), М.,1996, стр.148.
  5. Линде Н.Д. Методика изменения эмоционального состояния через трансформацию образа.      Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №1, 1997, стр. 33-41.
  6. Линде Н.Д. Трансформация образа как метод изменения эмоционального состояния.         Журнал практического психолога. №8, 1998, стр.50-60.
  7. Линде Н.Д. Как избавиться от головной или сердечной боли за 5 минут.        Брошюра. На правах рукописи. М., 1999.
  8. Линде Н.Д.  Основы современной психотерапии.          Москва, 2002. Изд-во «Академия»       
  9. Линде Н.Д., Королева А.П. Психологическое исцеление аллергии.         Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, №4, 2003, стр. 45-51.
  10. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. М., 2004. Изд-во МосГУ.
  11. Линде Н.Д. Возможности эмоционально-образной терапии в профилактике сильных стрессовых состояний. В: Материалы четвертого Международного научно-практического конгресса «Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: работоспособность, здоровье, реабилитация и экспертиза профессиональной пригодности. – М, 2004, стр.158-159.
  12. Линде Н.Д. Телесность в эмоционально-образной терапии В.: Междисциплинарные проблемы психологии телесности. Материалы межведомственной научно-практической конференции. – М., 2004.
  13. Линде Н.Д.  Новые методы саморегуляции. Журнал практического психолога, №1, 2005, стр.81-99.
  14. Линде Н.Д. Что это такое – психологическая проблема? Ж. Психология в вузе, №2, 2005, стр.79-105
  15. Линде Н.Д. Возможности эмоционально-образной терапии. В.: Проблемы семейного консультирования: теория и практика. – М., 2005, стр.84-89.
  16. Линде Н.Д., Воронцова В.В. Эмоционально-образная терапия в работе телефона доверия. Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – М., 2005, №4, стр.22-34.
  17. Линде Н.Д. Обзор и краткое содержание психотерапевтических техник и психосоциальных технологий       В.: Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия.- М., 2005. Ред. изд. центр консорциума «Социальное здоровье России»
  18. Линде Н.Д., Таболина И.В.  Коррекция психологических проблем детей через эмоционально-образную терапию родителей. Ж. Семейная психология и семейная терапия. №3, 2005 г., стр.105-114.
  19. Линде Н.Д. Метод эмоционально-образной терапии. Ж. Психотерапия. №10, 2005, стр.32-33.
  20. Линде Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии. Ж. Вопросы психологии. № 2, 2006, стр. 68-79.
  21. Линде Н. Д. Эффективность применения эмоционально-образной терапии в работе психологических служб образовательных и социальных учреждений  В: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России», М., 2006, стр. 79.
  22. Линде Н.Д. Структура психологической проблемы и человек как субъект ее решения. Вестник Российского университета дружбы народов, серия Психология и педагогика, 2006, №2 (4), стр. 90-105
  23. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия и ее возможности. Искусство Творчество Здоровье, №1, 2007, стр. 86-102.
  24. Линде Н.Д.  Работа с Внутренним Ребенком в эмоционально-образной терапии. Вопросы психологии, №1, 2007, стр. 159-169.
  25. Линде Н.Д. Сутра о счастье. Психология здоровья и личностного роста, №1 2007, стр. 82-91.
  26. Линде Н.Д. Коррекция эмоциональной зависимости с помощью метода эмоционально-образной терапии. Вопросы Психологии, №5, 2007, стр.170-179.
  27. Линде Н.Д. Гнев, подавленный гнев и его коррекция в эмоционально-образной терапии. Вопросыпсихологии, №2, 2008, стр. 160-173.
  28. Linde N.D.  Emotional Image Branch in Psychotherapy.Psychotherapy.World Journal, №1, 2008, pp.187-194.
  29. ЛиндеН.Д. Сутра о психике и мозге. Психология здоровья и личностного роста, № 5, 2008, стр.84-100
  30. Линде Н.Д., Журавлева О.Д., Мкртчян К. А.    Коррекция боли с помощью эмоционально-образной терапии. Вопросы психологии, №5, 2008, стр.163-169.
  31. Линде Н.Д. Избранные статьи. Журнал практического психолога №6, 2008, стр. 3-206.
  32. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика. Москва, Аспект-Пресс, 2009.
  33. Линде Н.Д. Сутра о духовности в психотерапии. Психотерапия, № 12, 2009, стр.10-19.
  34. Linde N. Working with Inner Child in Emotion-Image Therapy.WorldJornal, №2, 2009, pp.194-201.
  35. Линде Н.Д., Корнеева Е.В. Эмоционально-образная терапия зависимости и утраты. Вопросы психологии, №1, 2010, стр. 128-137.
  36. Линде Н.Д.  Сутра о женственности и мужественности. Психология здоровья и личностного роста, № 4 (16), 2010, стр. 117-138.
  37. Смирнова Т.П. Коррекция тревожных состояний методами эмоционально-образной терапии. Материалы 1 Международной конференции ППЛ, Москва, октябрь, 2009
  38. Линде Н.Д., Макарова Л.А. Новые горизонты методики обоняния воображаемого запаха. В: Сб. Эмоционально-образная терапия. – М.,”Консорциум “Социальное здоровье России”, 2011, стр. 28-41.
  39. Смирнова Т.П. Принятие себя — как основа духовного изменения личности (доклад и  тезисы). Материалы 1 Всероссийско-го конгресса психотерапевтов ППЛ, октябрь, 2011
  40. Смирнова Т.П. Мотивационные факторы агрессивного поведения. Сборник МГУДТ «Дизайн и технология», 2010.
  41. Смирнова Т.П. Эмоционально-образная терапия в работе с онкологическими больными (доклад и тезисы). Материалы 1 Всемирного конгресса русскоязычных психотерапевтов «Языки психотерапии» октябрь, 2010.
  42. Смирнова Т.П. Влияние модели родительской семьи на иммунитет женщины (доклад и тезисы). Материалы 2 Международного конгресса ППЛ, октябрь 2011.
  43. Смирнова Т.П. Психологические модели онкологических больных. Материалы Международного конгресса ППЛ, Киев, октябрь 2012.
  44. Смирнова Т.П. Работа с психологическими  защитами в  эмоционально-образной  терапии. Материалы 1 Евроазиатского конгресса ППЛ, октябрь 2013.