Авторская программа (184 часа или более)
«КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.» (7 модулей)
Руководитель Елена Петрова, тренерская группа С.Кондуров, Фрейдинова, Староборова, Екимов и др
I ступень. Соматические заболевания.
Методы психологического сопровождения (24 / 40 часов)
В программе:
- Болезнь как стресс. Жизнь, смерть, временная перспектива, болезнь и здоровье. Клинические аспекты, которые могут быть предметом вмешательства психолога. Сочетание социальных, жизненных, биологических и человеческих аспектов.
- Формирование внутренней картины болезни у взрослых и детей.
- Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни .
- Этапы формирования реакции на соматическое заболевание.
- Психолог и изменение психологических установок пациентов при соматических заболеваниях
- Психологическое сопровождение соматических больных с целью ускорения выздоровления и повышения сопротивляемости организма.
- Психологическая тактика при подготовке пациентов к операциям
- Психологические тактики при работе с беременностями
- Мишени психологической работы с больными, страдающими хроническими заболеваниями.
- Реакция приспособления к смертельному диагнозу по Э. Кублер-Росс.
- Психотерапевтическая помощь семье, имеющей больного с «тяжелым диагнозом».
- Дети и смерть. Формирование представлений о смерти в детском возрасте.
- Психотерапевтическая помощь умирающему ребенку и его родителям.
II ступень. Психосоматические заболевания.
Направления психокоррекционной помощи (24 часа)
В программе:
- Собственные эмоции и переживания как фактор развития психосоматических заболеваний.
- Развитие в детстве и формирование соматических реакций на стресс. Соматическое заболевание как реакция на пережитый психологический стресс.
- Символическая форма симптома. Инфантильные механизмы психики и симптомы.
- Симптомы как проявления депрессии, вызванной последствиями психотравмирующих ситуаций.
- «Большая десятка» психосоматических болезней. Телесные знаки психосоматики.
- Индивидуальная и групповая работа с больными психосоматического профиля. Шаги, цели, ориентиры и последовательность в работе.
- Работа с окружением психосоматического больного.
III ступень. Зависимости и созависимости.
Основные подходы в работе (24 часа)
В программе:
- Что такое зависимость? Химические и нехимические аддикции.
- Как формируется зависимость, каковы ее предпосылки.
- Психология зависимого поведения. Критерии зависимости.
- Основные подходы в работе с зависимостью. Лечение, реабилитация и профилактика.
- Феномен созависимости – это нормальная реакция здоровых людей или болезнь?
- Признаки созависимого поведения. Как остановить развитие созависимости.
- Подходы в работе с созависимыми лицами: индивидуальные и групповые.
IV ступень. Травматические переживания и посттравма.
Общие принципы и методы психотерапии.(24 часа)
В программе:
- Концепция психологической травмы. Психические и социальные механизмы, ведущие к формированию травмы.
- Социальные, личностные и физические предпосылки получения шоковой травмы.
- Обстоятельства получения шоковой травмы (террористический акт, стихийное бедствие, сексуальное насилие, физическое нападение, автокатострофы, утраты и др).
- «Синдром заложника». «Синдром жертвы». Регрессия.
- Естественные реабилитационные процессы человека.
- Социальные механизмы фиксации последствий психологической травмы.
- Блокировка аффектов при травме и ее последствия.
- Разрушение и восстановление микросоциальных связей при травме.
- Эмоциональная регрессия при травме.
- Реорганизация эмоциональной жизни при травме.
- Общие принципы терапии шоковой травмы.
- Тактики работы с шоковой травмой в динамической терапии.
- Терапия шоковой травмы по Питеру Левину.
- Терапия методом перепроигрывания.
- Работа с незавершенными процессами.
- Авторский метод Е.Ю. Петровой «Принцип деревянного веера».
- Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.
V ступень. Депрессивные расстройства.
Направления психотерапевтической помощи (24 часа)
В программе
- Феноменология депрессии. Спектр депрессивных нарушений.
- Феноменологическая и динамическая диагностика депрессий.
- Депрессии как результат пережитого стресса.
- Этапы формирования депрессивного синдрома: эмоциональная реакция на стресс, реактивное состояние и реактивная депрессия.
- Депрессии при утратах. Тактика работы с горем.
- Взаимодействие психолога и психиатра при работе с депрессивным пациентом.
- Этапы восстановления при психотерапии депрессии.
- Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.
VI ступень. Неврозы и навязчивости.
Методы психокоррекционной работы ( 40 часов)
В программе:
- Невротическая реакция, невроз, невротическое состояние, невротическое развитие: определение понятий.
- Истерический, неврастенический и обсессивно-психастенический невротические конфликты.
- Аналитическая концепция формирования неврозов
- Условия формирования невротических симптомов (роль органического и преморбидного. факторов).
- Роль детско-родительских отношений в формировании невротических симптом и технология работы с ними.
- Общие принципы психокоррекционной работы с невротическими расстройствами
- Формирование паттернов и «невротических сценариев».
- Методы гештальта и методы психодрамы для работы с невротическими сценариями.
- Повторение мыслей, фантазий или поступков, непроизвольное повторение фраз. Методы работы.
- Ковыряние в носу, грызение ногтей, выдергивание волос. Методы работы.
- Методы работы с устойчивыми привычками и тиками.
- Методы работы с невротическим энкопрезом и энурезом.
- Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.
VII ступень. Сексуальность в клинической практике (24 часа)
В программе:
- Биологическая, личностная, психологическая и социальная составляющая организации сексуального поведения человека
- Развития сексуальности в онтогенезе. Концепции Фрейда о детской сексуальности
- Сексуальное воспитание и социальная адаптация . родительские и семейные сценарии
- Символика бессознательного и сексуальность
- Символическое использование мужчинами и женщинами своего тела
- Тактики терапевтической работы с проблемами развития сексуальности
- Тактики помощи при последствиях перенесенного сексуального насилия
- Сексуальность, стресс и невроз.
- Сексуальные расстройства как последствия детской травмы в области сексуальности
- Сексуальность в терапевтической сессии. Эротический контрперенос терапевта