Авторская программа   (184 часа или более)                                                                                 

«КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.» (7 модулей)

Руководитель Елена Петрова, тренерская группа С.Кондуров, Фрейдинова, Староборова, Екимов и др

I ступень. Соматические заболевания.
Методы психологического сопровождения (24 / 40 часов)

В программе:

  • Болезнь как стресс. Жизнь, смерть, временная перспектива, болезнь и здоровье. Клинические аспекты, которые могут быть предметом вмешательства психолога. Сочетание социальных, жизненных, биологических и человеческих аспектов.
  • Формирование внутренней картины болезни у взрослых и детей.
  • Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни .
  • Этапы формирования реакции на соматическое заболевание.
  • Психолог и изменение психологических установок пациентов при соматических заболеваниях
  • Психологическое сопровождение соматических больных с целью ускорения выздоровления и повышения сопротивляемости организма.
  • Психологическая тактика при подготовке пациентов к операциям
  • Психологические тактики при работе с беременностями
  • Мишени психологической работы с больными, страдающими хроническими заболеваниями.
  • Реакция приспособления к смертельному диагнозу по Э. Кублер-Росс.
  • Психотерапевтическая помощь семье, имеющей больного с «тяжелым диагнозом».
  • Дети и смерть. Формирование представлений о смерти в детском возрасте.
  • Психотерапевтическая помощь умирающему ребенку и его родителям.

II ступень. Психосоматические заболевания.
Направления психокоррекционной помощи (24 часа)

В программе:

  • Собственные эмоции и переживания как фактор развития психосоматических заболеваний.
  • Развитие в детстве и формирование соматических реакций на стресс. Соматическое заболевание как реакция на пережитый психологический стресс.
  • Символическая  форма симптома. Инфантильные механизмы психики и симптомы.
  • Симптомы как проявления депрессии, вызванной последствиями психотравмирующих ситуаций.
  • «Большая десятка»  психосоматических болезней. Телесные знаки психосоматики.
  • Индивидуальная и групповая работа с больными психосоматического профиля. Шаги, цели, ориентиры и последовательность в работе.
  • Работа с окружением психосоматического больного.

III ступень. Зависимости и созависимости.
Основные подходы в работе (24 часа)

В программе:

  • Что такое зависимость? Химические и нехимические аддикции.
  • Как формируется зависимость, каковы ее предпосылки.
  • Психология зависимого поведения. Критерии зависимости.
  • Основные подходы в работе с зависимостью. Лечение, реабилитация и профилактика.
  • Феномен созависимости – это нормальная реакция здоровых людей или болезнь?
  • Признаки созависимого поведения. Как остановить развитие созависимости.
  • Подходы в работе с созависимыми лицами: индивидуальные и групповые.

IV ступень. Травматические переживания и посттравма.
Общие принципы и методы психотерапии.(24 часа)

 В программе:

  • Концепция психологической травмы. Психические и социальные механизмы, ведущие к формированию травмы.
  • Социальные, личностные и физические предпосылки получения шоковой травмы.
  • Обстоятельства получения шоковой травмы (террористический акт, стихийное бедствие, сексуальное насилие, физическое нападение, автокатострофы, утраты и др).
  • «Синдром заложника». «Синдром жертвы». Регрессия.
  • Естественные реабилитационные процессы человека.
  • Социальные механизмы фиксации последствий психологической травмы.
  • Блокировка аффектов при травме и ее последствия.
  • Разрушение и  восстановление микросоциальных связей при травме.
  • Эмоциональная регрессия при травме.
  • Реорганизация эмоциональной жизни при травме.
  • Общие принципы терапии шоковой травмы.
  • Тактики работы с шоковой травмой в динамической терапии.
  • Терапия шоковой травмы по Питеру Левину.
  • Терапия методом перепроигрывания.
  • Работа с незавершенными процессами.
  • Авторский метод Е.Ю. Петровой  «Принцип деревянного веера».
  • Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.

V ступень. Депрессивные расстройства.
Направления психотерапевтической помощи
(24 часа)

 В программе

  • Феноменология депрессии. Спектр депрессивных нарушений.
  • Феноменологическая и динамическая диагностика депрессий.
  • Депрессии как результат пережитого стресса.
  • Этапы формирования депрессивного синдрома: эмоциональная реакция на стресс, реактивное состояние и реактивная депрессия.
  • Депрессии при утратах. Тактика работы с горем.
  • Взаимодействие психолога и психиатра при работе с депрессивным пациентом.
  • Этапы восстановления при психотерапии депрессии.
  • Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.

VI ступень. Неврозы и навязчивости.
Методы психокоррекционной работы ( 40 часов)

 В программе:

  • Невротическая реакция, невроз, невротическое состояние, невротическое развитие: определение понятий.
  • Истерический, неврастенический и обсессивно-психастенический невротические конфликты.
  • Аналитическая концепция формирования неврозов
  • Условия формирования невротических симптомов (роль органического и преморбидного. факторов).
  • Роль детско-родительских отношений в формировании невротических симптом и технология работы  с ними.
  • Общие принципы психокоррекционной работы с невротическими расстройствами
  • Формирование паттернов и «невротических сценариев».
  • Методы гештальта и методы психодрамы для  работы с невротическими сценариями.
  • Повторение мыслей, фантазий или поступков, непроизвольное повторение  фраз. Методы работы.
  • Ковыряние в носу, грызение ногтей, выдергивание волос. Методы работы.
  • Методы работы с устойчивыми привычками и тиками.
  • Методы работы с невротическим энкопрезом и энурезом.
  • Проработка личных проблем и контрпереносов терапевта, связанных с тематикой ступени.

VII ступень. Сексуальность в клинической практике (24 часа)

В программе:

  • Биологическая, личностная, психологическая и социальная составляющая  организации сексуального поведения человека
  • Развития  сексуальности  в онтогенезе. Концепции Фрейда о детской сексуальности
  • Сексуальное воспитание и социальная адаптация . родительские и семейные сценарии
  • Символика бессознательного и сексуальность
  • Символическое использование мужчинами и женщинами своего тела
  • Тактики терапевтической работы с проблемами развития  сексуальности
  • Тактики помощи при  последствиях перенесенного сексуального насилия
  • Сексуальность, стресс и невроз.
  • Сексуальные расстройства как последствия детской травмы в области сексуальности
  • Сексуальность в терапевтической сессии. Эротический контрперенос  терапевта