Целью программы является знакомство с психоаналитическим методом и основными представлениями о структуре и функционировании психики, знакомство с современными концепциями возникновения психосоматической патологии, обучение работе с психосоматическими пациентами в рамках групповых супервизий и психоаналитических разборов, исследования индивидуальной динамики взаимодействия с пациентами во время участия в баллинтовских группах
Структура программы. Программа состоит из трех блоков, первый из которых включает в себя знакомство с основными психоаналитическим психосоматическими теориями (Чикагская школа, европейская школа, различные направления французской школы, британская школа), изучение особенностей функционирования различных секторов психики, непосредственно связанных с появлением психосоматической патологии (мазохизм, нарциссизм), а также основы психоаналитической диагностики.
Второй блок содержит представления об общих психосоматических проблемах, проявление которых не связано с конкретными нозологическими группами – представление о нормативной психосоматике, патологии горя, концепции алекситимии и опертуарного мышлени, проблемы боли и зуда, суицидальных тенденций у психосоматических пациентов, а также влияния трансгенерационных факторов на появление психосоматической патологии.
Третий блок посвящен частным аспектам психосоматической проблемы – он включает в себя знакомство и нозоспецифичекими проблемами функционирования психики, возникающими у пациентов с различными формами психосоматического страдания (кардиология, онкология, заболевания органов дыхания и аллергии, эндокринные и аутоиммунные заболевания, кожные болезни, т.д.)
Структура семинара:
1 день – лекция или супервизия клинического случая 2 ак.часа, психоаналитический разбор 2 ак.часа, баллинтовская группа 2 ак. часа
2 день – лекция 2 ак. часа, супервизия клинического случая 2 ак.часа, психоаналитический разбор- 2 ак.часа, баллинтовская группа -2 ак.часа
3 день – лекция или теоретический семинар 2 ак.часа, супервизия клинического случая – 2 ак.часа, клинический разбор 2 ак. Часа, баллинтовская группа 2 ак. часа.
Содержание теоретической части семинаров
- Блок
«Основные психоаналитические теории возниконвения психосоматических заболеваний»
1.Лекция «История развития представления о психосоматической проблеме», семинар
2. Лекция «Основные понятия психоанализа». Семинар
3. Лекция «Клинический психоанализ – психоз, психосоматическое заболевание, перверсия, пограничное состояние». Семинар
4. Лекция «Проблемы мазохизма» (развитие, функции, особенности трансферентных отношений). Семинар
5. Лекция «Нарциссизм» (развитие, особенности терпевтической работы, виды трансфера). Семинар
6. Лекция «Ранние теории возникновения психосоматических заболеваний (Александер, Данбар, Дойч, Шур, Митчерлих)». Семинар
7. Лекция «Французская психосоматическая школа (Марти, Смаджа, Жвек), и психосоматическая концепция МакДугалл»
8. Лекция «Британская психосоматическая школа (Винникотт, Бион, Мельтцер)». Семинар
9. Лекция «Аргентинская психосоматическая школа (Кьоцца, Ульник)». Завершающий семинар первого блока.
2. Блок
«Общие психосоматические проблемы»
1. Лекция Нормативные психосоматические процессы. Семинар
2. Лекция Особенности мышления психосоматических пациентов (алекситимия, ментализация, символизация). Семинар
3. Лекция Особенности аффективной сферы психосоматических пациентов, архаичные аффекты. Семинар
4. Лекция Патология горя и проблемы сепарации. Семинар
5. Лекция Психоаналитическое понимание боли. Семинар
6. Лекция Психоаналитический подход к проблеме зуда. Отношения зуда и боли. Семинар
7. Лекция Суицидальные тенденции у психосоматических больных. Семинар
8. Лекция Психосоматическое заболевание и психическая наследственность. Семинар. Завершающий семинар по второму блоку
3. Блок
«Частные психосоматические проблемы, нозоспецифичность»
1. Лекция «Заболевания кожи. Психоаналитический взгляд». Лекция «Проблема аллергии»
2. Лекция «Бронхиальная астма и другие нарушения органов дыхания». Лекция «Психосоматические проблемы в кардиологической клинике».
3. Лекция «Психоаналитический взгляд на нарушения в области желудочно-кишечного тракта».
Лекция «Психоаналитическое понимание бесплодия, гинекологические и урологические заболевания»
4. Лекция «Самоповреждающее поведение и склонность к получению травм»
Лекция «Нарушения пищевого поведения»
5. Лекция «Психоаналитическое понимание онкологических заболеваний». Семинар
6. Лекция «Нарушения работы эндокринной системы 1»
Лекция «Нарушения работы эндокринной системы 2»
Завершающий семинар по курсу