ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РЕПРОДУКТИВНАЯ ПСИХОСОМАТИКА«

Содержание программы:

Модуль 1.

 Репродуктивная психосоматика и психоанализ репродуктивной сферы. Основы перинатальной психологии

  • Репродуктивная психосоматика  как отдельное направление психосоматической медицины и психотерапии.  Особенности и отличие  репродуктивной и общей психосоматики.
  • Онтогенез репродуктивной сферы.
  • Психофизиология репродуктивной сферы. Системная взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих. Понятие гестационной доминанты.
  • Обзор глубинно-психологические теорий развития, лежащих в основе репродуктивной психосоматики (травма рождения О. Ранка, теория психосексуального развития З. Фрейда, теория объектных отношений М. Кляйн, объектная теория Д.В. Винникотта, теория привязанности Д. Боулби, трансперсональная психология С. Грофа).
  • Основы перинатальной психологии. Перинатальная диада и гештальт младенчества.
  • Вклад отечественной психологии в развитии репродуктивной и перинатальной психологии. Онтогенетическая концепция материнства Г.Г.Филипповой.
  • Определение психологической готовности к материнству.
  • Формирования гендерно-ролевой идентичности и образа младенца на этапах психосексуального развития.  Роли и значение  семейной системы.
  • Репродуктивная психосоматика – как отражение психологического конфликта в развитии поло-ролевой идентичности. Заболевания репродуктивно-эндокринной сферы – как психосоматические маркеры психологического конфликта.
  • Основные принципы психотерапии пациентов, страдающих нарушениями репродуктивной сферы.
  • Особенности первичного интервью.
  • Формирование психотерапевтического пространства при работе с пациентами, страдающих репродуктивными нарушениями. Особенности переноса и контр-переноса.

Практические навыки:

  • Значение и особенности рисуночного четырехблочного теста – “Человек” в диагностике поло-ролевой идентичности.
  • Диагностика психологической готовности к беременности и материнству.
  • Опросник по онтогенезу материнской сферы (Г.Г.Филиппова)
  • Диаграмма ресурсов для оценки психологической готовности к материнству.
  • Возможности диагностических и коррекционных рисуночных методик. Особенности работы с рисунками “Я и мой ребенок”, “Я и родитель моего пола”, “Путешествие в страну беременность”, “Моя семья”. (Г.Г.Филиппова).
  • Репродуктивная сказкотерапия в психотерапии пациентов, страдающих нарушениями репродуктивной сферы. Диагностические и психокоррекционные возможности.
  • Ведущие методы интегративной психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. Роль и значение кататимно-имагинативной психотерапии (психотерапия по методу символдрамы).
  • Демонстрация и разбор показательных клинических случаев.

Модуль 2.

 Основные положения кататимно-имагинативной психотерапии (психотерапия по методу символдрамы). Возможности символдрамы в интегративной психотерапии психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.

  • Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) как глубинно-ориентированное направление психотерапии.
  • Основные положения и принципы кататимно-имагинативной психотерапии.
  • Возможности символдрамы в интегративной психотерапии репродуктивных нарушений.
  • Особенности использования символдрамы при работе с психосоматическими пациентами. Режиссерские принципы ведения образов.
  • Особенности работы с мотивами основной ступени символдрамы: “Луг”, “Ручей”, “Гора”, “Дом”, “Опушка леса” в психотерапии психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.
  • Особенности работы с рисунками. 6-шаговый принцип интерпретации рисунка.
  • Символика  цвета и чисел при работе с рисунками и образами.

Практические навыки:

  • Знакомство с особенностями сопровождения клиента при переживаниях образов основной ступени символдрамы в протагонистских сеансах и молчаливом переживании образов.
  • Знакомство с авторскими мотивами символдрамы при работе с репродуктивными нарушениями: “Цветок, который умеет говорить”, “Матка, как дом, который ждет гостей”, “Путешествие в стране беременность”,  “На ПМЖ в страну “материнство” и др.

Модуль 3. Проводится совместно с Н.О. Карафа-Корбут

Психосоматическая имагинативная психотерапия при лечении психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.  Имагинативная репродуктология.

  • Психосоматическая имагинативная психотерапия как эффективный метод психотерапии психосоматических заболеваний.
  • Базовые принципы  психотерапии
  • Методы релаксации.
  • Особенности сочетания символдрамы и психосоматической имагинативной психотерапии при психотерапии репродуктивных нарушений.
  • Имагинативная репродуктология – новые возможности психотерапии заболеваний репродуктивной сферы.
  •  

Практические навыки:

  • Обучение методам релаксации.
  • Возможности работы с направленными образами при психотерапии заболеваний репродуктивной сферы: миома матки, образования яичников, недостаточность функции яичников и т.д.
  • Возможности имагинативной репродуктологии в протоколах ЭКО.

Модуль 4.

Психологические роли репродуктивной системы. Психосоматические стратегии и способы избегания психологических ролей. Репродуктивный психосоматический словарь. Репродуктивная психосоматика в зеркале травмы.

  • “Бессознательное использование своего тела женщиной”. Как научиться понимать “язык тела” и изучить “историю органа, говорящего на символическом языке болезни”.
  • Знакомство с  репродуктивным психосоматическим словарем.
  • Психологические роли репродуктивной системы.
  • Психосоматические стратегии и способы избегания реализации репродуктивных ролей  через призму заболеваний репродуктивной сферы.
  • Этапы женского репродуктивного цикла.
  • Психофизиология менструального цикла.
  • Психология и физиология беременности. 
  • Стили переживания беременности: диагностическое и прогностическое значение.
  • Психосоматические стратегии избегания будущего материнства во время беременности в зависимости от стиля переживания беременности.
  • Базовые представления психотерапии травмы по Ф.Руперту.
  • Травматическая структура психики.
  •  Роль перинатального опыта в формировании травмы идентичности.
  • Репродуктивные потери и утраты – кладбище женской души. Классификация и особенности психотерапии.

Практические навыки:

  • Диагностика  психосоматических особенностей менструального и репродуктивного цикла: рисуночные методики, сказкотерапия, анализ сновидений.
  • Сказки, рисунки и метафоры, отражающие символическое значение болезни.
  • Практика работы с ассоциациями, связанными с образом тела и болезнью.
  • Диагностическая и психокоррекционная значимость работы с образом “Тотемное животное”, “Маленький, милый, пушистый зверек”.
  • Психологическое сопровождение и психотерапия во время беременности. Показания и противопоказания.
  • Возможности и особенности работы с мотивами основной и средней ступеней символдрамы. Диагностическая и терапевтическая значимость мотивов  “Сосуд”, “Гончарная мастерская”
  • Метафорическое значение земли и луга в психотерапии привычных потерь беременности.  Работа с образом “Прощание с не рожденными детьми”.
  • Демонстрация и разбор показательных клинических случаев.

Модуль 5.

Формирование психотерапевтического пространства  в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. Состояние семейной системы в супружеских парах, страдающих бесплодием. Психология ВРТ.

  • Отражение психоаналитических теорий  психосоматических заболеваний в репродуктивной психосоматике.
  • Особенности проведения первичного интервью пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями репродуктивной сферы и нарушениями фертильности.
  • Формирование психотерапевтического пространства в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями.
  • Состояние семейной системы в супружеских парах, страдающих бесплодием.
  • Формирование родовых и семейных репродуктивных сценариев.
  • Психологическое состояние мужчины в ожидание ребенка. Формирование отцовства.
  • Роль отца в формировании гендерно-ролевой идентичности дочери.
  • Мужское бесплодие. Психосоматические и поведенческие маркеры избегания зачатия. Возможности психотерапии.
  • Нарушение сперматогенеза как фактор мужского бесплодия.
  • Психология ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии – ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство и др.).
  • ЭКО – как кризисная жизненная ситуация.  Психологическое и психотерапевтическое  сопровождение в программах ВРТ.

Практические навыки:

  • Особенности работы с генограммой при изучении репродуктивных сценариев рода и личных сценариев. Построение репродуктивной генограммы.
  • Диагностическая и коррекционная значимость образа “Генеалогическое древо” при работе с репродуктивными сценариями.
  • Сказкотерапия и рисуночные методики для диагностики семейной системы и качества партнерских отношений.
  • Модели системных расстановок при работе с репродуктивными нарушениями и семейной системой. Работа с кататимными предметами методами символдрамы.
  • Мотивы символдрамы: “Куст розы”, “Два берега”.
  • Авторский мотив “Путешествие сперматозоида”.
  • Психологическое сопровождение в клиниках ВРТ и протоколах ЭКО.
  • Психотерапевтические возможности в протоколах ЭКО. Работа с образами “Работа в огороде”, “Посадка семян”. “Диалог с органами репродуктивной системы”.

 Модуль 6.

Глубинно-психологические аспекты репродуктивного здоровья. Кризисы женских инициаций и их психосоматические маркеры. Психосоматическая эндокринология

  • Глубинно-психологические аспекты женского репродуктивного здоровья и кризисы женских инициаций.
  • Репродуктивные инициации или  “кровавые” инициации – менструация, роды, менопауза.
  • Психосоматические маркеры кризисов репродуктивных инициаций.
  • Нуминозное значение тройственности в жизни женщины и ее здоровье. Символ “дева – женщина — старуха” и современная семейная система “дочь – мать – бабушка”.  
  • Третья фаза жизни женщины как третья репродуктивная инициация. Мифы и реальность менопаузы.
  • Преждевременная недостаточность функции яичников, или ранний климакс – как психосоматическая стратегия. Особенности психотерапии.
  • Психосоматическая эндокринология и ее связь с репродуктивной системой (рассматриваются заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, ожирение, нарушение пищевого поведения).

Практические навыки:

  • Психотерапевтические возможности работы с сюжетом картины Г. Климта “Три возраста женщины”.
  • Работа с образами “Репродуктивные резервы рода”, «Подарок бабушки”.
  • Возможности сказкотерапии, рисуночных методик и образноориентированной психотерапии  с сюжетной историей “Мое тело как государство”.
  • Мотив символдамы “Интроспекция в глубь своего тела”.
  • Работа с рисунками и образами на темы: “Мое тело реальное и идеальное”, “Дерево”, “Дом”, “Предмет в доме (квартире)”.
  • Разбор показательных клинических случаев.

 Модуль 7.

 Архетипы и архетипические образы и их роль в формировании гендерно-ролевой идентичности женщины и ее психосоматического здоровья. Мифология и мифотерапия  как инструмент психотерапии.

  • Основные понятия аналитической психологии К.Г. Юнга. Понимание архетипа Великой Матери и архетипического женского (Э. Нойман) и его значение в  репродуктивной жизни женщины.
  • Мифология и психология. Базовые мифы Древней Греции, отражающие архетипическое пространство в онтогенезе репродуктивной сферы.
  • Боги, богини и герои Древней Греции как внутренние архетипические образы и их влияние на гендерно-ролевую идентичность.
  • Мифология и мифотерапия – как инструмент психотерапии и опыт самопознания. Возможности мифотерапии в психотерапии психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.
  • Мифологические сюжеты и доминирующие архетипические образы в женском психологическом пространстве, отражающие кризисы инициаций.

Практические навыки:

  • Диагностический опросник для определения доминирующих и недостающих архетипов в женской психике.
  • Возможности мифотерапии и символдрамы при работе с репродуктивной психосоматикой.
  • Мотивы “Плодовое дерево – идентификация с циклом природы”.
  • Работа с образом “Путешествие в зазеркалье” в кризисах инициаций.
  • Мотив “Кому вручить золотое яблоко”, “Весы”, “Зернохранилище” – выбор приоритетов и уравновешивание невротического конфликта.

Модуль 8.

Подведение итогов программы. Зачетное занятие.

  • Обзор пройденного материала.
  • Супервизия клиентских случаев.
  • Итоговая аттестация (в виде итогового проекта).