ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«РЕПРОДУКТИВНАЯ ПСИХОСОМАТИКА«
Содержание программы:
Модуль 1.
Репродуктивная психосоматика и психоанализ репродуктивной сферы. Основы перинатальной психологии
- Репродуктивная психосоматика как отдельное направление психосоматической медицины и психотерапии. Особенности и отличие репродуктивной и общей психосоматики.
- Онтогенез репродуктивной сферы.
- Психофизиология репродуктивной сферы. Системная взаимосвязь физиологической, телесной и психической составляющих. Понятие гестационной доминанты.
- Обзор глубинно-психологические теорий развития, лежащих в основе репродуктивной психосоматики (травма рождения О. Ранка, теория психосексуального развития З. Фрейда, теория объектных отношений М. Кляйн, объектная теория Д.В. Винникотта, теория привязанности Д. Боулби, трансперсональная психология С. Грофа).
- Основы перинатальной психологии. Перинатальная диада и гештальт младенчества.
- Вклад отечественной психологии в развитии репродуктивной и перинатальной психологии. Онтогенетическая концепция материнства Г.Г.Филипповой.
- Определение психологической готовности к материнству.
- Формирования гендерно-ролевой идентичности и образа младенца на этапах психосексуального развития. Роли и значение семейной системы.
- Репродуктивная психосоматика – как отражение психологического конфликта в развитии поло-ролевой идентичности. Заболевания репродуктивно-эндокринной сферы – как психосоматические маркеры психологического конфликта.
- Основные принципы психотерапии пациентов, страдающих нарушениями репродуктивной сферы.
- Особенности первичного интервью.
- Формирование психотерапевтического пространства при работе с пациентами, страдающих репродуктивными нарушениями. Особенности переноса и контр-переноса.
Практические навыки:
- Значение и особенности рисуночного четырехблочного теста – “Человек” в диагностике поло-ролевой идентичности.
- Диагностика психологической готовности к беременности и материнству.
- Опросник по онтогенезу материнской сферы (Г.Г.Филиппова)
- Диаграмма ресурсов для оценки психологической готовности к материнству.
- Возможности диагностических и коррекционных рисуночных методик. Особенности работы с рисунками “Я и мой ребенок”, “Я и родитель моего пола”, “Путешествие в страну беременность”, “Моя семья”. (Г.Г.Филиппова).
- Репродуктивная сказкотерапия в психотерапии пациентов, страдающих нарушениями репродуктивной сферы. Диагностические и психокоррекционные возможности.
- Ведущие методы интегративной психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. Роль и значение кататимно-имагинативной психотерапии (психотерапия по методу символдрамы).
- Демонстрация и разбор показательных клинических случаев.
Модуль 2.
Основные положения кататимно-имагинативной психотерапии (психотерапия по методу символдрамы). Возможности символдрамы в интегративной психотерапии психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.
- Кататимно-имагинативная психотерапия (символдрама) как глубинно-ориентированное направление психотерапии.
- Основные положения и принципы кататимно-имагинативной психотерапии.
- Возможности символдрамы в интегративной психотерапии репродуктивных нарушений.
- Особенности использования символдрамы при работе с психосоматическими пациентами. Режиссерские принципы ведения образов.
- Особенности работы с мотивами основной ступени символдрамы: “Луг”, “Ручей”, “Гора”, “Дом”, “Опушка леса” в психотерапии психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.
- Особенности работы с рисунками. 6-шаговый принцип интерпретации рисунка.
- Символика цвета и чисел при работе с рисунками и образами.
Практические навыки:
- Знакомство с особенностями сопровождения клиента при переживаниях образов основной ступени символдрамы в протагонистских сеансах и молчаливом переживании образов.
- Знакомство с авторскими мотивами символдрамы при работе с репродуктивными нарушениями: “Цветок, который умеет говорить”, “Матка, как дом, который ждет гостей”, “Путешествие в стране беременность”, “На ПМЖ в страну “материнство” и др.
Модуль 3. Проводится совместно с Н.О. Карафа-Корбут
Психосоматическая имагинативная психотерапия при лечении психосоматических заболеваний репродуктивной сферы. Имагинативная репродуктология.
- Психосоматическая имагинативная психотерапия как эффективный метод психотерапии психосоматических заболеваний.
- Базовые принципы психотерапии
- Методы релаксации.
- Особенности сочетания символдрамы и психосоматической имагинативной психотерапии при психотерапии репродуктивных нарушений.
- Имагинативная репродуктология – новые возможности психотерапии заболеваний репродуктивной сферы.
Практические навыки:
- Обучение методам релаксации.
- Возможности работы с направленными образами при психотерапии заболеваний репродуктивной сферы: миома матки, образования яичников, недостаточность функции яичников и т.д.
- Возможности имагинативной репродуктологии в протоколах ЭКО.
Модуль 4.
Психологические роли репродуктивной системы. Психосоматические стратегии и способы избегания психологических ролей. Репродуктивный психосоматический словарь. Репродуктивная психосоматика в зеркале травмы.
- “Бессознательное использование своего тела женщиной”. Как научиться понимать “язык тела” и изучить “историю органа, говорящего на символическом языке болезни”.
- Знакомство с репродуктивным психосоматическим словарем.
- Психологические роли репродуктивной системы.
- Психосоматические стратегии и способы избегания реализации репродуктивных ролей через призму заболеваний репродуктивной сферы.
- Этапы женского репродуктивного цикла.
- Психофизиология менструального цикла.
- Психология и физиология беременности.
- Стили переживания беременности: диагностическое и прогностическое значение.
- Психосоматические стратегии избегания будущего материнства во время беременности в зависимости от стиля переживания беременности.
- Базовые представления психотерапии травмы по Ф.Руперту.
- Травматическая структура психики.
- Роль перинатального опыта в формировании травмы идентичности.
- Репродуктивные потери и утраты – кладбище женской души. Классификация и особенности психотерапии.
Практические навыки:
- Диагностика психосоматических особенностей менструального и репродуктивного цикла: рисуночные методики, сказкотерапия, анализ сновидений.
- Сказки, рисунки и метафоры, отражающие символическое значение болезни.
- Практика работы с ассоциациями, связанными с образом тела и болезнью.
- Диагностическая и психокоррекционная значимость работы с образом “Тотемное животное”, “Маленький, милый, пушистый зверек”.
- Психологическое сопровождение и психотерапия во время беременности. Показания и противопоказания.
- Возможности и особенности работы с мотивами основной и средней ступеней символдрамы. Диагностическая и терапевтическая значимость мотивов “Сосуд”, “Гончарная мастерская”
- Метафорическое значение земли и луга в психотерапии привычных потерь беременности. Работа с образом “Прощание с не рожденными детьми”.
- Демонстрация и разбор показательных клинических случаев.
Модуль 5.
Формирование психотерапевтического пространства в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями. Состояние семейной системы в супружеских парах, страдающих бесплодием. Психология ВРТ.
- Отражение психоаналитических теорий психосоматических заболеваний в репродуктивной психосоматике.
- Особенности проведения первичного интервью пациентов, страдающих психосоматическими заболеваниями репродуктивной сферы и нарушениями фертильности.
- Формирование психотерапевтического пространства в психотерапии пациентов, страдающих репродуктивными нарушениями.
- Состояние семейной системы в супружеских парах, страдающих бесплодием.
- Формирование родовых и семейных репродуктивных сценариев.
- Психологическое состояние мужчины в ожидание ребенка. Формирование отцовства.
- Роль отца в формировании гендерно-ролевой идентичности дочери.
- Мужское бесплодие. Психосоматические и поведенческие маркеры избегания зачатия. Возможности психотерапии.
- Нарушение сперматогенеза как фактор мужского бесплодия.
- Психология ВРТ (вспомогательные репродуктивные технологии – ЭКО, ИКСИ, суррогатное материнство и др.).
- ЭКО – как кризисная жизненная ситуация. Психологическое и психотерапевтическое сопровождение в программах ВРТ.
Практические навыки:
- Особенности работы с генограммой при изучении репродуктивных сценариев рода и личных сценариев. Построение репродуктивной генограммы.
- Диагностическая и коррекционная значимость образа “Генеалогическое древо” при работе с репродуктивными сценариями.
- Сказкотерапия и рисуночные методики для диагностики семейной системы и качества партнерских отношений.
- Модели системных расстановок при работе с репродуктивными нарушениями и семейной системой. Работа с кататимными предметами методами символдрамы.
- Мотивы символдрамы: “Куст розы”, “Два берега”.
- Авторский мотив “Путешествие сперматозоида”.
- Психологическое сопровождение в клиниках ВРТ и протоколах ЭКО.
- Психотерапевтические возможности в протоколах ЭКО. Работа с образами “Работа в огороде”, “Посадка семян”. “Диалог с органами репродуктивной системы”.
Модуль 6.
Глубинно-психологические аспекты репродуктивного здоровья. Кризисы женских инициаций и их психосоматические маркеры. Психосоматическая эндокринология
- Глубинно-психологические аспекты женского репродуктивного здоровья и кризисы женских инициаций.
- Репродуктивные инициации или “кровавые” инициации – менструация, роды, менопауза.
- Психосоматические маркеры кризисов репродуктивных инициаций.
- Нуминозное значение тройственности в жизни женщины и ее здоровье. Символ “дева – женщина — старуха” и современная семейная система “дочь – мать – бабушка”.
- Третья фаза жизни женщины как третья репродуктивная инициация. Мифы и реальность менопаузы.
- Преждевременная недостаточность функции яичников, или ранний климакс – как психосоматическая стратегия. Особенности психотерапии.
- Психосоматическая эндокринология и ее связь с репродуктивной системой (рассматриваются заболевания щитовидной железы, сахарный диабет, ожирение, нарушение пищевого поведения).
Практические навыки:
- Психотерапевтические возможности работы с сюжетом картины Г. Климта “Три возраста женщины”.
- Работа с образами “Репродуктивные резервы рода”, «Подарок бабушки”.
- Возможности сказкотерапии, рисуночных методик и образноориентированной психотерапии с сюжетной историей “Мое тело как государство”.
- Мотив символдамы “Интроспекция в глубь своего тела”.
- Работа с рисунками и образами на темы: “Мое тело реальное и идеальное”, “Дерево”, “Дом”, “Предмет в доме (квартире)”.
- Разбор показательных клинических случаев.
Модуль 7.
Архетипы и архетипические образы и их роль в формировании гендерно-ролевой идентичности женщины и ее психосоматического здоровья. Мифология и мифотерапия как инструмент психотерапии.
- Основные понятия аналитической психологии К.Г. Юнга. Понимание архетипа Великой Матери и архетипического женского (Э. Нойман) и его значение в репродуктивной жизни женщины.
- Мифология и психология. Базовые мифы Древней Греции, отражающие архетипическое пространство в онтогенезе репродуктивной сферы.
- Боги, богини и герои Древней Греции как внутренние архетипические образы и их влияние на гендерно-ролевую идентичность.
- Мифология и мифотерапия – как инструмент психотерапии и опыт самопознания. Возможности мифотерапии в психотерапии психосоматических заболеваний репродуктивной сферы.
- Мифологические сюжеты и доминирующие архетипические образы в женском психологическом пространстве, отражающие кризисы инициаций.
Практические навыки:
- Диагностический опросник для определения доминирующих и недостающих архетипов в женской психике.
- Возможности мифотерапии и символдрамы при работе с репродуктивной психосоматикой.
- Мотивы “Плодовое дерево – идентификация с циклом природы”.
- Работа с образом “Путешествие в зазеркалье” в кризисах инициаций.
- Мотив “Кому вручить золотое яблоко”, “Весы”, “Зернохранилище” – выбор приоритетов и уравновешивание невротического конфликта.
Модуль 8.
Подведение итогов программы. Зачетное занятие.
- Обзор пройденного материала.
- Супервизия клиентских случаев.
- Итоговая аттестация (в виде итогового проекта).